Конструктор и проект.

Путешествуя по просторам интернета я наткнулся на сайт американского конструктора Пауля Котзебу (Paul R. Kotzebue). На нем были представлены несколько проектов яхт разных размеров. Яхты были необычные начиная с самой концепции, которую автор в комментариях назвал «минимализм».

Эти проекты произвели на меня большое впечатление: необычная форма с кормой каноэ, относительно низкий борт, маленькая рубка или вообще без нее, паруса с большим удлинением, продуманная конструкция. При этом конструктор не ограничивался каким либо материалом, проекты были и под фанеру, и стеклопластик, и с реечной обшивкой. Была даже экстремальная алюминиевая лодка.

Все проекты представлялись бесплатно на условиях «как есть», автор предложил использовать их для любых целей, но без какой либо ответственности и поддержки конструктора.

Я скачал большую часть материалов с сайта. С практической точки зрения меня больше всего заинтересовал проект К-39. Это круизный шлюп длиной 12 метров сделанный из фанеры.

К сожалению, сайт конструктора в настоящее время перестал работать, и для полноты описания я привожу здесь картинку с сайта автора.

K-39_Bow_View K39_Sail_Plan_small2 K-39_Stern_View K39_GA_tiny2

Большое влияние на К-39 оказал шлюп «Thunderbird» («Буревесник»). Это старый и достаточно известный в США проект, по нему построено больше 1000 лодок. Проект разрабатывался по заказу торговцев фанерой и для своего времени (50-е годы двадцатого века) был технологическим прорывом.

tbird2[1] 627_Pirouette-under-sail 262

К-39 крупнее «Буревесника». При этом сохранились скуловые обводы, скругляющиеся и переходящие в глубокое «V» в носу. Конструктор написал что сделал такие обводы как компромисс между простотой постройки и формами, необходимыми мореходному судну.

Несмотря на скуловые обводы, яхта показалась мне чрезвычайно элегантной.

По сравнению с современными яхтами «мэйнстрима» лодка имеет ряд отличий. По водоизмещению и длине по ватерлинии К-39 соответствует скорее яхтам длиной 30-35 футов, но имеет развитые свесы в носу и корме. Так же К-39 уже современных лодок, ее максимальная ширина 3м. Рубка узкая. Такие формы корпуса сильно уменьшают внутренне пространство лодки, в противовес современным «дачам под парусом». Мореходные качества предстоит видимо уточнить на готовой лодке, хотя обводы, относительно небольшое водоизмещение, силуэт и парусное вооружение в теории способствуют и мягкому поведению на волне, и хорошим лавировочным качествам.

В качестве материала корпуса К-39 используется морская фанера — некогда популярный, но сегодня практически вытесненный из профессионального оборота материал для корпусов яхт. Несмотря на выгодное соотношение прочности и веса, а так же высокие эстетические качества дерева и фанеры в частности, различные стеклопластиковые технологии оказались экономически эффективнее для массового производства.

Существующим слухам о недолговечности фанерных лодок а не особенно доверяю, тем более что у меня в эксплуатации несколько лет находится фанерная «Red Fox», и каких либо следов износа или гниения не наблюдается. При этом корпус обладает высокой прочностью и феноменальной жесткостью (сказывается развитый внутренний набор).

Фанерные конструкции по проекту К-39 заформовываются стеклотканью на эпоксидной смоле.

По моему убеждению, используя современные фирменные смолы для склейки и пропитки конструкций, оклеив лодку стеклотканью, можно быть уверенным в прочности и долговечности конструкции в том режиме эксплуатации, для которого мне нужно яхта.

О преимуществах и недостатках скуловых обводов сказано и написано довольно много, и можно сделать вывод что большая часть людей предпочитают что бы яхта была «кругленькой». Но я не страдаю предвзятостью, в данном случае мне кажется что конструктору удалось сделать удачную с эстетической точки зрения яхту.

В размышлениях о возможной постройке яхты я провел лето 2012 года.